Мордехай Кедар

Не зря арабы злятся на Декларацию Трампа

Набирающее силу международное признание Иерусалима столицей Израиля является теологической угрозой исламу и смертельным ударом для национального движения палестинских арабов.

Полторы недели назад 45-й президент США Дональд Трамп, встав перед телекамерами, сделал беспрецедентное заявление, декларировав от имени сильнейшей державы мира признание Иерусалима столицей государства Израиль и намерение перенести в этот город американское посольство.

Слова Трампа вызвали волны протестов в арабском и исламском мире. Тысячи мусульман по всему миру, включая даже и сам Израиль, вышли на улицы, выступая против "заговора американского президента и сионистского режима" и утверждая важность Иерусалима для ислама.

Этот вполне предсказуемый и очевидный протест своими корнями уходит глубоко в исламскую культуру, вырастая в двух направлениях: религиозном и националистическом.

В широком религиозном аспекте одна из фундаментальных концепций ислама состоит в том, что эта религия пришла в мир, чтобы отменить иудаизм и христианство и унаследовать все, что прежде с ними отождествлялось, будь то страны, города или люди.

И поскольку в соответствии с этим подходом необходимости в существовании предыдущих религий больше нет, на протяжении всей истории мусульмане превращали церкви и синагоги в мечети, заодно присваивая себе пророков иудаизма и христианства. Приверженцам же этих религий хотя и дозволялось жить под властью мусульман, но всё же исключительно в качестве зимми – людей, унижаемых особыми запретами, облагаемых специальным налогом и не имеющим права на какой-либо суверенитет.

Страна Израиля, с точки зрения ислама, вся целиком принадлежит исключительно мусульманам. Людям же, отказывающимся верить в особое предназначение пророка Мухаммеда, не положено ни пяди этой земли.

Поэтому ситуация, при которой евреи, например, управляют Страной Израиля, а тем более создают там еврейское государство, у верных своей религии мусульман вызывает колоссальный и мучительный вопрос в отношении фундаментального исламского принципа.

Для них само существование Израиля как государства еврейского народа, даже и без того, что оно создаёт национальную или политическую проблему мусульманскому миру, прежде всего, уже представляет серьёзнейшую теологическую угрозу, подрывая основы их мировоззрения.

Можно оспорить аргументы, указывающие на святость для ислама города Иерусалима, ни разу не упоминаемого в Коране. Но уже сам по себе тот факт, что христианин Дональд Трамп признаёт Иерусалим столицей еврейского народа, а значит и право евреев на свою страну, не может не вызывать бешенства в мусульманском мире.

Пример тому можно было увидеть и в Израиле, где эпицентром демонстраций вслед за Декларацией Трампа оказался район арабского города Умм-эль-Фахм, давно ставшего центром Северной фракции Исламского движения возглавляемой шейхом Раедом Салахом, выступающей за возрождение ислама и активно внедряющей его принципы среди израильских арабов.

Парад мучеников Арафата

Рассматривая вопрос об Иерусалиме в национальном аспекте, как общеарабском, так и конкретно палестинском, ясно, что само существование национального движения палестинских арабов строится на полном отрицании права еврейского народа на свою землю и своё государство.

Организация освобождения Палестины (ООП) была создана ещё в 1964 году, за три года до "израильской оккупации" Иудеи, Самарии и восточных кварталов Иерусалима. Цель же, состоящая в ликвидации Израиля, остаётся центральной частью устава организации и по сей день, несмотря на договора, подписанные ею с Государством Израиль в рамках соглашений Осло.

Главная задача Ясира Арафата, а затем и его преемника Махмуда Аббаса никогда не заключалась в подписании мирного соглашения с Еврейским государством. Она, как и прежде, предполагает создание арабского государства со столицей в Иерусалиме не рядом с Израилем, а на его руинах.

Именно по этой причине вам никогда не удастся обнаружить у арабов карт "палестинского государства" исключительно на территории Иудеи, Самарии и Газы. Все до единой они закрашивают Палестину целиком – от моря до реки Иордан в цвета флага ООП. Израилю же там места как не было, так и нет.

Лидерам ООП очевидно, что успешное отторжение Иерусалима от Государства Израиль стало бы смертельным ударом для сионистской идеи. Ведь не может быть сионизма без Сиона, который евреи упоминали в своих молитвах на протяжении тысячелетий и к которому они наконец сумели вернутся из изгнания. В этом главная причина бешенства палестинских арабов в ответ на Декларацию Трампа.

Ясер Арафат приложил в своё время титанические усилия, подстрекая арабов и объединяя их вокруг вопроса об Иерусалиме и Храмовой горе. Именно он придумал девиз о "миллионах мучеников, шагающих к Иерусалиму", имея в виду, что каждый мусульманин обязан пожертвовать своей жизнью ради освобождения города из "цепких когтей сионистов". Этот лозунг глубоко проник в сознание мусульман, и теперь он регулярно звучит на всех антиизраильских демонстрациях по всему миру.

До сих пор для ослабления израильских позиций палестинские арабы активно использовали тот факт, что часть стран мира не признала Иерусалим столицей Еврейского государства. Теперь, однако, Декларация Трампа, предоставившая Израилю, своего рода, международные гарантии и влекущая за собой аналогичные признания со стороны других стран, воспринимается ими как серьёзнейший удар по их национальному движению. Ведь каждый мировой лидер, который последует за Трампом в вопросе об Иерусалиме, и каждое новое посольство, установленное в столице Израиля, будет всё дальше удалять палестинских арабов от их мечты уничтожить Еврейское государство.

Иными словами, гнев арабских и мусульманских демонстрантов против Дональда Трампа глубоко укоренён в их культуре и религии. Они не могут принять Израиль как государство евреев, ни с религиозной, ни с национальной точки зрения, и, уж конечно, не способны признать Иерусалим еврейской столицей.

С другой стороны, перед Государством Израиль, равно как и перед всем христианским миром встаёт вопрос о том, признать ли окончательно свершившимся фактом принадлежность Иерусалима еврейскому народу или продолжить уступать арабскими и мусульманским фантазёрам, не желающим смириться с реальностью, в которой иудаизм является живой и процветающей религией.

Перевод А.Непомнящего, 9 канал

MIDA, 12.2017

Доктор Мордехай Кедар является старшим преподавателем кафедры арабского языка в университете Бар-Илан. Он служил в военной разведке АОИ на протяжении 25 лет, специализируясь по арабскому политическому дискурсу, арабским средствам массовой информации, исламским группировкам и внутренней политике Сирии. Научный сотрудник Центра стратегических исследований. Он хорошо знаком с текущей деятельностью арабских СМИ; у него часто берут интервью различные новостные программы в Израиле.

  • Другие статьи Мордехая Кедара
  • Другие статьи о арабах




  •     Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria