Ася Энтова

Опрос: «Светские» верят в Бога и молятся, а левым никто быть не хочет

Опубликованы результаты обстоятельного опроса израильтян независимым американским исследовательским центром Pew http://www.pewforum.org/2016/03/08/israels-religiously-divided-society/ . Заголовок отчета подчеркивает разделение израильского общества по религиозному принципу. Интересно, что в русском переводе http://9tv.co.il/news/2016/03/09/222704.html подчеркнули другое – то, что большинство евреев одобряет изгнание из страны арабов. Это задело и нашего политкорректного президента, который потребовал от всех нас "глубоко задуматься", хотя его собственная реакция, кажется, не отличается глубиной.

Итак, задумаемся, о чем говорят некоторые и итогов опроса, а именно, какими понятиями и терминами пытаются определить израильтян и как они сами эти термины понимают.

Оппозиция «светский-религиозный»

Начнем с традиционного деления евреев на "хареди" – верующих ультраортодоксов, "дати" – ортодоксов, "масорти" – соблюдающих некоторые традиции, и "хилони" – так называемых "светских" или атеистов. Но как в очередной раз подтверждается, христианские термины "светский-религиозный" и антитеза "мир-клир" к иудаизму не применима.

Среди евреев светских ("хилони") примерно половина, откуда можно сделать вывод, что только половина израильских евреев так или иначе признает связь с еврейской религией. Однако на вопрос о религиозной принадлежности все светские как и все религиозные ответили «иудаизм». То есть, перефразируя Бен Гуриона, «светские» не верят именно в еврейского Бога. Но и это не так, потому, что следующий вопрос выявил, что 60% из "хилони" таки да верят в Бога! То есть "хилони" надо понимать как "несоблюдающий", в отличие от соблюдающих ортодоксов и частично соблюдающих традиционалистов, а вовсе не как "неверующий". (В России наблюдается обратный казус – там быть религиозным модно и при 80 % православных имеется только 20 % верящих в Бога) Кстати, молитва и некоторые другие действия по-видимому не засчитывается светскими за соблюдение религиозных обрядов, потому что выясняется, что 1% светских молится минимум раз в день, а так же 3 % светских не ездит в субботу и 30% светских постятся в Йом кипур.

«Изгнать нельзя оставить»

Большинство евреев Израиля (48% против 46% при 6% неопределившихся) полагает, что арабов следует изгнать из страны. Среди религиозных цифра сторонников изгнания достигает 71%, ультрарелигиозным арабы мешают меньше – 59%, и 54% традиционалистов и 36 % светских готовы насильственно изгнать арабов. Впрочем, светские не менее религиозных желают избавиться от арабов - не зря же левые идеологи различных "отделений" не перестают твердить: "мы здесь, они там". По-видимому, светские в меньшей степени поддержали изгнание не потому что не хотят его, а просто потому, что не верят в принципиальную его возможность как с практической, так и с юридически-нравственной точки зрения. В этом вопросе светские больше доверяют БАГАЦу и прокуратуре, которые ставят запятую во фразе «изгнать нельзя оставить» не там, где большинство, и запрещают помощь даже добровольной арабской эмиграции, если она исходит от государства (хотя, как известно, против насильственного еврейского изгнания, например, массового выселения евреев в 2005 году, БАГАЦ не возражал). Вспомним хотя бы как в 2002 году юридический советник правительства Анна Шнайдер резко выступила против законопроекта Михаэля Кляйнера (Херут) о «корзине поддержки» эмиграции израильских арабов в арабские страны.

Зачем нам государство?

На вопрос необходимо ли государство Израиль для выживания еврейского народа положительно ответили 65% ультраортодоксов, 95% религиозных и 93% светских. Со светскими и харедим все понятно: ультраортодоксы и в галуте не ассимилируются, а вот светским это угрожает. Но почему религиозные ортодоксы так привержены государству? Ведь они должны были бы считать, что Всевышний, а не светская власть гарантирует выживание еврейского народа. А потому, что подавляющее большинство из них – религиозные сионисты, считающие, что "медина - решит геулатейну", то есть государство – это символ постепенного наступления эры Машиаха. Возможно «вязанные кипы» просто перепутали понятия "выживание" и "избавление". Как в анекдоте : "Жив-то, я жив, но разве ж это жизнь?"

«Правая, левая где сторона»

Ну и наконец, зачем нужны опросы, если не для выборов? Оставим в стороне предпочтения определенных партий – они меняются каждый день. А вот если говорить о терминах, то выясняется, что благодаря предательскому поведению некоторых ультралеваков и постоянному арабскому террору, сопровождающему "процесс Осло", в народном употреблении слово «левый» стало почти бранным. ( Как пишет мой знакомый номинант на Букеровскую премию: «Левый – значит подлый»). Только 8 процентов евреев относят себя к «левым», тогда как 55% – центристы и, соответственно, оставшиеся 37% - «правые». Понятно поэтому желание большинства партий «косить» под центристские и стыдливо убирать из названия ассоциирующиеся с левыми слова, вроде «Авода», а из обсуждения - проблему арабо-еврейского противостояния.

3.2016

  • Другие статьи Аси Энтовой




  •     Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria